Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

Каковы особенности морфологии побегов гороха. Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня Цветок желто красного окраса, подходящий и для высадки в контейнер, и в открытый грунт.

Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

Цветок представляет собой укороченный видоизмененный побег покрытосеменных растений, специализированный для образования спор и гамет, а также для осуществления полового процесса, результатом которого является развитие плода с семенами.

Строение цветка

Приступим к классификации частей цветка. Цветок состоит из:

  • Стеблевой части, в которой выделяется:
    • Цветоножка — разветвление стебля, на котором расположен цветок
    • Цветоложе — расширенная верхняя часть цветоножки, от которой отходят чашелистики, лепестки, тычинки, пестики
    • Чашелистики — видоизмененные листья, составляющие чашечку листа
    • Лепестки — внутренние видоизмененные листья, составляющие венчик листа

    Отметим, что в ботанике есть такое понятие как околоцветник: так называют внешнюю часть цветка, окружающую репродуктивные органы. Обычно околоцветник состоит из внешнего кольца чашелистиков (чашечка) и внутреннего кольца лепестков (венчик).

    • Тычинки — мужской половой орган цветка, состоящий из тычиночной нити и пыльника, в гнездах которого образуется пыльца. Каждое пыльцевое зерно содержит 2 гаплоидные клетки: вегетативную и генеративную.
    • Пестик — основная расположенная в центре часть цветка, является женским половым органом.

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    Особо отметьте наличие в цветке нектарников (медовиков). Они привлекают насекомых-опылителей, выделяя нектар — сахаристый сок с характерным запахом.

    При попытке собрать нектар насекомые сотрясают генеративную часть цветка, рассыпая пыльцу на себя, на рыльце пестика (благодаря чему происходит опыление) и на другие части цветка.

    Сами насекомые служат опылителями, перенося на тельце и конечностях пыльцу с одних цветков на другие.

    Околоцветник

    Вместе чашелистики и лепестки составляют околоцветник. Околоцветник цветка бывает двойным и простым. Двойной околоцветник включает в себя чашечку и венчик, имеется у яблони, гороха, картофеля.

    Если околоцветник не разделен на чашечку и венчик, то его называют простым. Простой околоцветник состоит из листочков, характерен для лука, дуба, березы, тюльпана и ландыша.

    У некоторых растений околоцветник отсутствует, их цветки называются «голые» : у тополя, вербы.

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    Чашечка

    Чашечка — наружная часть околоцветника, образованная чашелистиками. Строение чашечки у разных растений отличается. Выделяют:

    • Раздельнолистную чашечку — состоит из разделенных между собой чашелистиков: у дикой редьки, земляники
    • Сростнолистная чашечка — чашелистики сращены между собой: у гвоздики, гороха

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    Венчик

    Венчик — внутренняя часть двойного околоцветника, образованная лепестками и обычно ярко окрашенная. Строение венчика может быть разным. Венчик может быть:

    • Свободнолепестный — лепестки венчика разделены между собой
    • Спайнолепестный — лепестки венчика срастаются друг с другом

    В дальнейшем по мере изучения семейств покрытосеменных мы изучим формулы цветков. Запомните сейчас, что в случае, если любые части цветка срастаются между собой, то в формуле цветка их число берется в скобки.

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    Симметрия цветка

    Исходя из особенностей симметрии цветка их подразделяют на:

    • Правильные (актиноморфные), через которые можно провести множество плоскостей симметрии. Правильные цветки имеются у гвоздики, лилии, огурцов. В формуле такие цветки обозначаются знаком *
    • Неправильные (зигоморфные), такие цветки имеют только одну плоскость симметрии. Цветки такого типа есть у гороха, шалфея, львиного зева. В формуле такой цветок обозначается знаком ↑

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    Однодомные и двудомные растения

    Обоеполые цветки имеют и тычинки, и пестики в одном цветке. Однако есть растения, у которых тычинки и пестики расположены на разных цветках. У таких растений на цветке находятся либо тычинки (тычиночные цветки) — мужские цветки, либо пестики (пестичные) — женские цветки. В зависимости от расположения мужских и женских цветков эти растения делятся на:

    • Однодомные — у них и мужские, и женские цветки расположены на одном и том же растении: у кукурузы, березы, тыквы.
    • Двудомные — имеют и женские, и мужские цветки, расположенные на разных растениях: у тополя, конопли, вербы.

    Поделюсь своей собственной ассоциацией, чтобы вы успешно запомнили эти понятия. Вообразите, что в гости к зажиточным хозяевам приехало большое количество гостей.

    Богатые хозяева построили на участке два дома, и у них есть возможность разделить всех гостей, так что мужчины отделяются от женщин и идут в разные дома («двудомные растения»).

    В случае если хозяева оказались менее богаты, то у них только один дом, так что гостям и мужского, и женского пола придется искать место для ночевки в одном доме («однодомные растения»).

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    Семязачаток

    Также называется семяпочкой. Представляет собой образующийся в завязи многоклеточный орган, из которого развивается семя. Ткани завязи образуют выступ (вырост), называющийся плацента, которым семязачаток крепится внутри завязи. С помощью семяножки семязачаток сообщается с плацентой.

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    В семязачатке происходит процесс мегаспорогенеза, на которых мы остановимся подробнее:

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    Процесс локализуется в нуцеллусе, называющимся мегаспорангием. Материнская клетка (2n) начинает делиться мейозом, и, что предсказуемо, получается четыре клетки — четыре гаплоидные мегаспоры (n). Из них три отмирают, выживает только одна, приближенная к халазе — ткани, где соединяются интегумент и нуцеллус. Запомните, что из мегаспоры развивается женский гаметофит — зародышевый мешок. Гаметофит у растений это гаплоидная многоклеточная фаза в цикле развития, которая чередуется со спорофитом — диплоидной фазой. Ядро мегаспоры трижды делится эндомитозом (удвоение числа хромосом внутри ядерной оболочки, без разрушения ядрышка и без образования нитей веретена деления). В результате образуется 8 ядер, по 4 ядра у каждого полюса зародышевого мешка. На этой восьмиядерной стадии деление ядра женского гаметофита окончено. От каждого из двух полюсов в центр зародышевого мешка направляется по одному ядру, так называемые — полярные ядра. Таким образом, у полюсов зародышевого мешка их остается по три. Две клетки в центре сливаются и образуют центральную клетку, диплоидного (2n) набора хромосом. На микропилярном полюсе зародышевого мешка одна наиболее крупная клетка превращается в яйцеклетку, а две других становятся вспомогательными клетками — синергидами, короткоживущими клетками. Вместе яйцеклетка и синергиды образуют яйцевой аппарат.

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    Опыление

    Опыление — процесс переноса пыльцы с пыльников на рыльце пестика (у цветковых растений) или на семязачаток (у голосеменных). В изучении любой темы важным аспектом является классификация. Выделяют два типа опыления:

    Самоопыление это опыление в пределах одной и той же особи, возможны : гейтоногамия (от греч. géitōn сосед и gámos брак), или автогамия, в пределах одного цветка ( от др.-греч. αὐτός — «сам» и γάμος — «брак»). Самоопыление помогает выживать растениям в неблагоприятных условиях окружающей среды, на отдаленных от суши островах, в тундре — когда затруднено или невозможно перекрестное опыление.

    Перенос пыльцы из пыльника цветка одного растения на рыльце пестика другого растения. Отметим искусственное опыление, которое сознательно осуществляет человек для повышения урожайности или выведения новых сортов. Осуществляется с помощью воды, ветра и животных. Здесь необходимо ввести новые термины:

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    Такие растения имеют следующие характерные черты: у них мелкие цветки, невзрачный околоцветник, цветки лишены нектарников (то есть запах у цветов отсутствует). Ветроопыляемые растения обычно растут большими скоплениями (заросли тростника, березовые рощи), зацветают до появления листьев. Тычинки располагаются у них на длинных, свисающих нитях. Пыльцы очень много, она мелкая, сухая. Пыльцевые зерна благодаря наличию воздушных мешков могут перемещаться на большие расстояния, достигающие десятков километров: 30-35 км у березы, у ольхи до 400 км.

    Оплодотворение

    Оплодотворение — слияние спермия, сперматозоида (мужской половой клетки) с яйцом, яйцеклеткой (женской половой клеткой), приводящее к образованию зиготы. Тем или иным способом пыльца (пыльцевое зерно) оказывается на рыльце пестика. Вегетативная клетка начинает прорастать в ткани пестика, растворяя их, формирует пыльцевую трубку. Из генеративной клетки образуются два спермия.

    Пыльцевая трубка прорастает до зародышевого мешка, благодаря чему спермии достигают яйцеклетки. Далее у цветковых растений происходит уникальное явление, открытое С.Г. Навашиным — двойное оплодотворение. Как вы помните, из генеративной клетки образовалось два спермия.

    Суть двойного оплодотворения заключается в том, что один из спермиев сливается с яйцеклеткой (оплодотворяет ее) с образованием зиготы (диплоидна), из которой развивается зародыш.

    Второй спермий сливается с центральной клеткой (эта клетка к моменту слияния уже диплоидна) с образованием эндосперма (триплоиден) — запасного питательного вещества.

    После оплодотворения с течением времени из семязачатков образуются семена. Из интегумента семязачатка (от лат. integumentum — покрывало, покров) образуется семенная кожура. Околоплодник формируется из стенок завязи пестика.

    Соцветия

    Цветки, особенно у насекомооплыемых растений, редко расположены по одиночке. Чаще всего цветки образуют скопления — соцветия. Соцветие — часть годичного побега растения, несущая цветки и видоизмененные прицветные листья, в пазухах которых и располагаются цветки или соцветия.

    Этот раздел мы также изучим с помощью классификации. Соцветия подразделяются на:

    Простыми называют соцветия с одной осью — главной, на которой расположены цветки. К простым соцветиям относятся:

    • Кисть — цветки поочередно крепятся к неразветвленной удлиненной главной оси. Имеется у ландыша, черемухи.
    • Щиток — напоминает кисть, однако цветки располагаются на цветоножках разной длины. Чем ниже цветок, тем длиннее его цветоножка, и благодаря такой закономерности цветки располагаются на одном уровне в горизонтальной плоскости. Имеется у груши, спиреи.
    • Колос — производное кисти: на удлиненной главной оси находятся сидячие цветки (цветоножка отсутствует). Имеется у подорожника, ятрышника.
    • Початок — производное кисти, напоминающее колос. Отличается наличием разросшейся толстой и мясистой главной оси. Имеется у кукурузы, белокрыльника.
    • Корзинка — главная ось соцветия утолщена и уплощена, представлена в виде чаши, на которой располагаются сидячие цветки. Встречается у одуванчика, ромашки.
    • Зонтик — главная ось укорочена, цветоножки выходят из одной верхушечной точки. Зонтик характерен для примулы (первоцвета), вишни.
    • Головка — производное зонтика. Главная ось укорочена, цветки на очень коротких цветоножках или сидячие. Имеется у клевера.

    Сложными называют соцветия, у которых на главной оси расположены не цветки, а частные (парциальные) соцветия.

    • Метелка — по-другому называется — сложная кисть. Главная ось ветвится, от нее отходят оси боковые, на которых расположены цветки — у сирени, или колоски: у овса, риса, просо.
    • Сложный зонтик — от верхушки главной оси отходят простые соцветия, зонтики. Имеется у сныть-травы, тмина, моркови, петрушки, укропа.
    • Сложный колос — от каждого узла на главной оси отходят отдельные колоски с сидячими на них цветками. Имеется у ржи, пшеницы, пырея, ячменя.

    Строение цветка — урок. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс)

    Цветок — это видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения.

    Как любой побег, цветок развивается из почки.

    Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой, верхнюю часть которой называют цветоложем.

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корняПример:у тюльпанов имеются только более или менее одинаковые листочки — у них простой околоцветник. У одних растений листочки простого околоцветника крупные и яркие, например у тюльпана или орхидеи, а у других, например у ситника, невзрачные.Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корняПример:у цветов яблони имеются как лепестки, так и чашелистики — у них двойной околоцветник. Кроме цветка яблони двойной околоцветник имеют цветки вишни, капусты, розы и многие другие растения.

    Цветки некоторых растений не имеют развитого околоцветника. Например, у цветков ивы он напоминает чешуйки. Такие цветки называют голыми.

    Листочки простого околоцветника могут оставаться свободными (околоцветник простой раздельнолистный) или срастаться (околоцветник простой сростнолистный).

    у тюльпана и лилии околоцветник простой раздельнолистный, а у ландыша — сростнолистный.

    У цветков с двойным околоцветником также могут срастаться и чашелистики, образуя сростнолистную чашечку, и лепестки — сростнолепестный венчик.

    • цветки примулы, например, имеют сростнолистную чашечку и сростнолепестный венчик.
    • У лютика и вишни цветки имеют раздельнолистную чашечку и раздельнолепестный венчик.
    • У колокольчика чашечка раздельнолистная, а венчик — сростнолепестный.

    Если венчик цветка состоит из несросшихся лепестков, то он свободнолепестный.

    Если лепестки срастаются в нижней части в трубку — это сростнолепестный венчик.

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корняСтроение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    Репродуктивные части цветка: пестик и тычинка

    В середине цветка находятся репродуктивные части цветка: пестик(-и) и тычинки.

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    У пестика имеются три части: завязь, столбик, рыльце.

    Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити.

    В пестике образуются женские половые клетки.

    В тычинке образуются мужские половые клетки (пыльца).

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    Формула цветка

    Цветки обоеполые и раздельнополые

    У обоеполых цветков имеются и тычинки, и пестик.

    У раздельнополых цветков имеются или только тычинки (тычиночные, или мужские, цветки), или только пестик (пестичные, или женские, цветки).

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении (например, у огурца и кукурузы), такие растения называют однодомными.

    Если пестичные и тычиночные цветки располагаются на разных растениях (например, у ивы, тополя, конопли), такие растения называют двудомными.

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    Цветы на верхушке стебля могут находиться по одному или могут быть собраны в соцветие.

    Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.

    Викторов В. П., Никишов А. И. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 7 класс // Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

    Урок 6: Строение покрытосеменных — 100urokov.ru

    • План урока:
    • Строение семени
    • Строение корня
    • Строение побега
    • Строение листа
    • Строение стебля
    • Строения цветка

    Строение семени

    Строение покрытосеменных растений принято рассматривать с плода. Именно его мы чаще всего представляем в голове, когда думаем о растениях. Плод складывается из семени и околоплодника. Сочный или сухой околоплодник защищает хрупкое семя от суровой внешней среды.

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    1. В строении семени выделяют три части:
    2. — семенная кожура (дополнительный защитный покров);
    3. — эндосперм (хранилище питательных веществ: белков, жиров и углеводов);
    4. — зародыш.
    5. К элементам зародыша относят:
    6. — семядолю (дает начало первым листьям растения);
    7. — почечку и стебелёк (из них вырастает будущий стебель);
    8. — корешок (из него вырастает корень).
    9. Строение семени Источник

    Строение корня

    Не зря в процессе развития растения первым прорастает корень, ведь именно этот вегетативный орган обеспечивает всасывание воды и удержание побега в рыхлой почве. Также к функциям корня покрытосеменных растений относят запас и синтез необходимых растению питательные вещества.

    В строении корня выделяют следующие зоны корня:

    1. Зона проведения- самая верхняя зона корня покрытосемянных растений. Эта зона обеспечивает связь надземных и подземных частей растений: по ней поднимаются вверх вода и минеральные соли. Кроме непосредственного проведения веществ, в этой зоне образуются боковые корни, благодаря чему растение крепче держится в почве.
    2. Зона всасывания — расположена ниже зоны проведения. Судя из названия, в этой зоне всасываются вода с растворёнными в ней минеральными веществами. Отличительная особенность зоны — наличие корневых волосков, с помощью которых увеличивается всасывающая поверхность корня.
    3. Зона роста –зона интенсивного роста корня.
    4. Зона деления – здесь интенсивно делятся клетки корня. На конце корня находится корневой чехлик, который защищает нежные клетки образовательной ткани от повреждений.

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    Строение корня Источник

    Несмотря на одинаковые зоны, корни могут выглядеть по-разному. Выделяют два вида корневых систем: стержневая и мочковатая. Если у растения есть главный корень, от которого отходят побочные боковые корни, то корневую систему называет стержневой. Если нельзя выделить один главный корень, то корневую систему называют мочковатой.

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    Виды корневых систем Источник

    На этом метаморфозы корней покрытосемянных не заканчиваются. Видоизменённые корни бывают:

    1. Запасающие: усиленно запасают вещества, поэтому становятся толстыми. Такие корни есть у свёклы (корнеплод) и георгина (корневой клубень);
    2. Втягивающие: их суперсила — способность укорачиваться (тюльпан);
    3. Корни-прицепки: с помощью корней-прицепок растение способно закрепляться на различных опорах (плющ);
    4. Воздушные: растения с воздушными корнями могут жить на других растениях и фотосинтезировать с помощью корней (орхидея);
    5. Дыхательные: такие корни нужны обитателям болот (ива);
    6. Ходульные: служат дополнительной опорой (тропические деревья);
    7. Корни-присоски: оружие растений-паразитов для прикрепления к растению-хозяину (омела).

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    Видоизменения корня Источник

    Строение побега

    Двигаемся выше по растению и натыкаемся на надземный орган. Стебель с листьями и почками является побегом покрытосеменных растений. Стебель — это осевой орган, а листья — боковые органы.

    В строении побегов важно запомнить порядок листьев относительно стебля:

    1. Место стебля, к которому крепится лист, — узел.
    2. Зона между двумя ближайшими узлами — междоузлие.
    3. Угол между листом и находящимся выше междоузлием — пазуха листа.

    При помощи новой терминологии выделяют три разновидности расположения листьев:

    1. Очередное: если листья идут по стеблю как по спирали, листорасположение называет очередным (берёза);
    2. Супротивное: если из одноимённого узла вырастает два листа, листорасположение — супротивное (сирень);
    3. Мутовчатое: если из одноимённого узла выходит больше трёх листьев, листорасположение — мутовчатое (элодея).

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    Виды расположения листьев Источник

    Самый первый побег покрытосеменных появляется из почечки зародыша, а последующие вырастают из зачаточных побегов — почек. Выделяют три вида почек:

    1. Верхушечная: располагается на верхушке побега;
    2. Пазушная: располагается в пазухе побега;
    3. Придаточная: располагается на междоузлии побега.

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корняСтроение побега Источник

    В общем виде структура почки повторяет структуру зрелого побега. Извне почку накрывают почечные чешуи, которые защищают будущий побег от уничтожающих факторов внешней среды. Под почечными чешуями размещён зачаточный стебель, сверху которого расположен конус нарастания. От зачаточного стебля отходят зачаточные листья, в пазухах которых располагаются зачаточные почки.

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    Строение почки Источник

    Почки бывают вегетативными и генеративными. В генеративных почках размещены зачаточные бутоны, а в вегетативных — исключительно зачаточные листья.

    К видоизменениям побега относят:

    1. Корневища: легко спутать с корнем, но это видоизменённый побег с почками и видоизменёнными листьями — плёнчатыми чешуйками (ландыш);
    2. Клубни:утолщения видоизменённых побегов, которые называются столоны (картофель). На клубнях находятся глазки — почки;
    3. Луковицы: состоят из нескольких частей: донце — видоизменённый стебель, чешуи — видоизменённые листья, почки (лук);
    4. Надземные видоизменения стеблей (шипы, усики): иногда на побегах образуются шипы для защиты от диких животных (акация). Видоизменённые усы помогают растению размножаться (земляника), а усики — прикрепляться к опоре (виноград).

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    Видоизменения побега Источник

    Строение листа

    Листья растений — фотосинтезирующие органы. Кроме синтеза веществ с помощью энергии солнечных лучей, лист отвечает за потерю излишней воды.

    В строении листа выделяют две части: листовая пластинка и черешок, который присоединяет листовую пластинку к стеблю. Некоторые листья соединяются со стеблем непосредственно листовой пластинкой, поэтому их называют сидячими (пшеница).

    К элементам листа растения относятся жилки — линии на листовой пластинке. Жилкование бывает:

    1. Сетчатое: у листа различается крупная жилка, от которой отходят более тонкие жилки (береза);
    2. Дуговое: жилки расположены по дуге (подорожник);
    3. Параллельное: жилки расположены параллельно (лук).

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    Анатомическое строение листа Источник

    В микроскоп можно рассмотреть клеточное строение листьев покрытосеменных.

    Эпидерма. Снаружи лист покрывает эпидерма. Клетки кожицы предохраняют лист от излишнего испарения влаги. Эта функция выполняется за счёт специальных щелей — устьиц. Устьице окружают замыкающие клетки, которые, закрываясь, препятствуют испарению. Также к функциям замыкающих клеток относят фотосинтез из-за содержания в клетках хлоропластов.

    Обычно устьицы расположены на внутренней стороне листа, но у плавающих растений они могут находиться на верхней. У подводных растений нет необходимости регулировать испарение влаги, поэтому устьиц у них нет.

    Паренхима. Мякоть листа состоит из клеток паренхимы. Вверху находится столбчатая паренхима, внизу — губчатая. Клетки столбчатой паренхимы по форме напоминают столбики с множеством хлоропластов внутри. Функция губчатой паренхимы — газообмен, поэтому в этих клетках неправильной формы мало хлоропластов.

    Проводящая ткань. По жилкам происходит транспорт веществ вдоль листа. По мёртвым клеткам сосудов проходят минеральные вещества, а по живым клеткам ситовидных трубок — органические.

    Строение гороха: особенности культуры, строение плода, цветков, листов, корня

    Клеточное строение листа Источник

    У листьев также выделяют различные видоизменения:

    1. Колючки:благодаря колючкам растения сдерживают воду (кактусы);
    2. Усики: дают возможность растениям придерживаться опоры (горох);
    3. Листья насекомоядных растений: преобразуются таким образом, чтобы суметь поймать и переварить своих жертв (росянка);
    4. Водозапасающие листки: экономят воду (алоэ).

    Видоизменения листа Источник

    Строение стебля

    Стебель растения — часть побега, которая отвечает за разнообразные задачи: транспортирует вещества к листьям и к корням, обеспечивает защиту от неблагоприятных условий, осуществляет запасание питательных веществ и позволяет размножаться вегетативным путём.

    Стебли бывают травянистые и деревянистые. Деревянистые стебли более твёрдые из-за отложения особого вещества — лигнина.

    На поперечном срезе можно рассмотреть внутреннее строение стебля. К его частям относятся:

    1. Кора;
    2. Камбий;
    3. Древесина;
    4. Сердцевина.

    Покровная ткань. Снаружи стебель покрытосеменных покрывает покровная ткань, которая выполняет защитную функцию. В зависимости от жизненной формы растения это может быть эпидерма, пробка или корка. Эпидерма покрывает молодые растения. Пробка приходит на смену эпидерме и складывается из мёртвых клеток. Самый твёрдый слой — корка, которая складывается из пробки и мёртвых клеток.

    Кора.Под покровными тканями располагается кора, в которой расположены основная, механическая и проводящая ткань.

    Древесина. К проводящим тканям относятся луб и древесина. Луб состоит из ситовидных трубок, а древесина — из сосудов. Подробнее о тканях читайте в уроке, который посвящен тканям растений.

    Камбий. Между корой и древесиной находится камбий. Клетки камбия обеспечивают рост растения в ширину.

    Сердцевина.Сердцевина находится в центре стебля и отвечает за запасание необходимых растению питательных веществ. От сердцевины отходят сердцевинные лучи, которые состоят из паренхимы.

    Строение стебля Источник

    Строение цветка

    Орган растений, функцией которого становится размножение, — цветок. Также цветок называют генеративным органом.

    В строении цветка различают:

    1. Цветоножка;
    2. Цветоложе;
    3. Околоцветник;
    4. Пестик;
    5. Тычинки.

    Цветоножка и цветоложе.Стебель растения плавно переходит в цветоножку. Цветки покрытосеменных, у которых цветоножки нет, являются сидячими. Далее цветоножка расширяется и переходит в цветоложе.

    Околоцветник.Околоцветник состоит из двух частей: венчик и чашечка. Чашечка образована чашелистиками — зелёными листками, которые могут фотосинтезировать. Венчик образован разноцветными лепестками.

    1. Двойной: если околоцветник состоит из венчика и чашечки, его называют двойным (роза);
    2. Простой: если в околоцветнике различаются лепестки только одного вида, его называют простым (тюльпан);
    3. Голый: цветки, у которых нет околоцветника, называют голыми (ива).

    Тычинки и пестики — органы, которые обеспечивают функцию цветка растения.

    Пестик. В середине цветка находится пестик, внутри которого содержится яйцеклетка. Комплекс пестиков называется гинецеем.

    Пестик имеет сложное строение и состоит из:

    1. Рыльце: нижнее расширение;
    2. Столбик: столбчатое удлинение, на вершине которого находится рыльце;
    3. Завязь: внутри завязи расположены семязачатки, которые преобразуются в семена. Завязь бывает верхней, нижней и полунижней

    Тычинка. Вокруг пестика находятся тычинки, которые формируют пыльцу. Комплекс тычинок называется андроцеем. Тычинка состоит из двух частей: тычиночная нить и пыльник, внутри которого расположена пыльца.

    Строение цветка Источник

    По наличию или отсутствию тычинок и пестиков цветки бывают:

    1. Обоеполые: цветки, у которых есть пестики и тычинки, являются обоеполыми;
    2. Раздельнополые: если в цветках есть исключительно пестики или исключительно тычинки, то эти цветки раздельнополые;
    3. Двудомные: если на растении развиваются цветки одного пола, то его называют двудомным;
    4. Однодомные: если развиваются цветки разного пола, то однодомным.

    Несколько цветков, находящихся рядом друг с другом, формируют соцветие. Цветки собираются таким образом для привлечения насекомых-опылителей. Соцветия бывают простыми (кисть, простой колос) и сложными (сложный колос, сложный зонтик).

    Типы соцветий Источник

    Впоследствии из завязи цветков формируются плоды, главной функцией которых является дальнейшее распространение семян. Части плода: семена и околоплодник. Околоплодник формируется из завязи, а семена — из семязачатков.

    1. Простой: из цветка, который имел один пестик, развивается простой плод;
    2. Сложный: если пестиков было несколько, то плод называется сложным;
    3. Соплодие: плоды, формирующиеся из соцветия, называются соплодиями.

    Строение плода Источник

    Урок с применением личностно-ориентированной технологии «Горох. Строение растения и его особенности» план-конспект урока по технологии на тему

    • Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)
    • школа-интернат ст-цы Калининской.
    • «Горох. Строение растения
    • и его особенности»
    • 5 класс

    Учитель: Шитухина В.В.

    1. 2016 год
    2. Тема: «Горох. Строение растения и его особенности»
    3. Цель посещения: анализ эффективности применения современных образовательных технологий
    4. Тема урока: «Горох. Строение растения и его особенности»
    5. Цель урока:
    6. Знакомство со строением растения гороха и его особенностями
    7. Задачи урока:
    • Познакомить учащихся со строением растения гороха (тип листа, вид плода). Определить к какой группе растений относится горох. Выявить особенности растения (условия для роста, способность обогащать почву питательными веществами)
    • Развивать мелкую моторику, умение анализировать и сравнивать объекты, память, внимание, устную речь. Расширять кругозор учащихся.
    • Корригировать мелкую моторику в ходе выполнения зарисовок, устную речь через беседу на уроке и формулировании ответов на вопросы.
    • Воспитывать интерес к профессиям, связанным с выращивание культурных растений.
    • Воспитывать умение сотрудничать в процессе групповой работы.
    • Цели и задачи урока озвучены.
    • Тип урока изучение нового материала.
    • Применяемая технология на уроке личностно-ориентированная
    • Оборудование:
    • Плакат «Строение гороха»;
    • Плакат «Стадии развития семян гороха»;
    • Рисунки с изображением гороха;
    • Семена гороха для посадки и консервированный горошек;
    • Карточки-сюрпризы для 1 группы учащихся (сильные ученики);
    • Дидактический материал «Собери картинку» для 2 группы учащихся (слабые ученики);
    • Простые карандаши;
    • Карточки для учащихся – строение растения гороха, стадии созревания семян;
    • Презентация к уроку в программе Microsoft PowerPoint.

    Словарная работа: травянистое, полегающее, прилистники, усики, боб, створки, зёрна, зернобобовая культура.

    • Проверка наличия учащихся в классе.
    • Проверка готовности к уроку.
    • Эмоциональный настрой (диалог учителя с учениками).
    1. Учитель: Все вы слышали звонок? (Да)
    2. Можно начитать урок? (Да)
    3. Настроение на «пять»? (Да)
    4. Хотите новое познать? (Да)
    5. Тихо за парты сядем сейчас,
    6. И я урок начну для вас.
    1. Проверка домашнего задания.

    Ребята (1 группа) отвечают на вопросы карточки сюрприза (вкладывают в кармашки правильные ответы). (Приложение 1). Ребята второй группы складывают пазлы с изображением растения гороха. (Приложение 2).

    Карточка-сюрприз «Цветочные растения».

    1. (СЛАЙД №2) Как называются цветочные растения, растущие в теплицах и оранжереях?
    • а) растения открытого грунта;
    • б) растения защищенного грунта;
    • в) комнатные растения.
    1. (СЛАЙД №3) Что используют для опрыскивания опушенных листьев растений?
    1. а) почвенное сито;
    2. б) лейку;
    3. в) пульверизатор.
    1. (СЛАЙД №4) Как называется лесная почва из перепревших листьев, используемая для посадки комнатных растений?
    • а) листовая;
    • б) дерновая;
    • в) перегной.
    1. (СЛАЙД «5) Какой способ размножения комнатных растений представлен на иллюстрации?
    1. а) стеблевым черенком;
    2. б) делением корневища;
    3. в) отпрысками.

    По итогам опроса, на задней стороне карточки у тех, кто правильно ответил, должна сложиться изображение растения гороха. Дети вынимают подложку и проверяют получившееся изображение. Учитель оценивает работу учащихся.

    Учитель: Ребята, кто может назвать растение, которое получилось у вас на оборотной стороне?

    Учитель: Совершенно верно, это горох. Как вы думаете, почему у вас получился именно горох?

    Учитель: Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой главы, которая называется «Горох» (вывешивается плакат «Строение растения гороха»). Изучая эту тему, мы познакомимся со строением этого растения, его особенностями, видами, применением и т.п.

    Тема урока (СЛАЙД №6) – «Горох. Строение растения и его особенности». Запишем тему урока в тетрадь.

    Учитель: Прежде чем рассказывать вам новый материал, мне бы хотелось услышать от вас, то, что вы знаете об этом растении. (СЛАЙД №7)

    Учащиеся рассказывают о том, что знают о растении гороха.

    1. Изложение новой темы (1 часть).
    • Учитель: Ребята, как вы думаете, как давно человек использует горох в пищу?
    • Учащиеся.
    • Историческая справка.

    Учитель: На Руси есть такая поговорка «Это еще при царе Горохе было…». Как вы думаете, что она означает?

    1. Учащиеся.
    2. Учитель: Когда о каком-либо событии говорят, что оно было при царе Горохе, это значит что очень, очень давно.
    3. (СЛАЙД №8)
    4. Ученик, выбранный педагогом, читает текст на слайде.

    Учитель: Очень давно горох появился у человека. Как прочитал нам …. в археологических раскопках семена гороха были найдены еще в позднем каменном веке (свыше 20 тысяч лет тому назад) в Греции (Фессалия), Хорватии, Швейцарии, западной Германии. Это растение упоминается и в трудах древних историков.

    Раскопки на территории нашей страны показали, что горох использовался в районе Харькова в VI—II вв. до н. э., в районе Минска — в VI—VIII вв. н. э., в Старой Ладоге — в VIII—IX вв. н. э.

    Как культура зеленый горошек в России выращивают с 1674 г. Особенно ценился горох из Ярославской губернии.

    О происхождении гороха сложены легенды, которые связывают происхождение гороха со слезами Адама и Богородицы. Когда изгнанный из рая Адам первый раз пахал землю, то плакал, и там, где падали его слезы, вырос горох. По другому преданию, когда Бог наказал людей за их грехи голодом, Богоматерь плакала, и ее слезы превратились в горох.

    Строение растения гороха. (Работа с мобильным плакатом. Приложение 3). Учитель излагает новый материал с опорой на плакат, поочередно прикрепляя термины, а также слова для словарной работы.

    Учитель: Горох – это травянистое растение с полегающим стеблем высотой 80 – 100см. встречаются сорта гороха с утолщенным стеблем, который не полегает.

    (Разбор слов – полегающий, травянистый).

    Учитель: Листья растения сложные, с крупными прилистниками, состоят из нескольких листочков, расположенных друг против друга. На концах листьев имеются ветвящиеся усики, которые цепляются за соседние растения и удерживают стебель гороха в прямом положении.

    (Разбор слов — прилистники, усики).

    Учитель: Летом на растении появляются душистые цветки белого или фиолетово-красного цвета. (СЛАЙД №9) После цветения образуются плоды, которые у гороха называются бобами. Боб состоит из двух половинок – створок. Если раскрыть створки боба, то становятся хорошо видны зёрна (семена гороха).

    Попробуйте сложить два слова «зёрна» и «бобовые». Какое слово может получиться?

    • Учащиеся придумывают слова.
    • Учитель: Сложив эти два слова, мы получим название гороха как культурного растения – это зернобобовая культура.
    • (Разбор слов — бобы, створки, зёрна, зернобобовая культура).

    Учитель: Сначала бобы плоские, потому что семена в них очень маленькие. (Плакат «Стадии созревания гороха». Приложение 4). Затем зёрна увеличиваются, и плод становится округлым.

    Задание 1: У каждого на тарелочке два вида горошка – горох сухой для посадки и консервированный зеленый горошек. Необходимо потрогать, даже попробовать горох на вкус, «на зуб» и сказать, какой из двух видов горошка самый зрелый.

    Ребята трогают, пробуют и делают вывод.

    Учитель: Недозревшие зёрна гороха мягкие, зеленого цвета, созревшие – твердые, белой, желтой, розово-желтой или зеленой окраски. (СЛАЙД № 10) Где и как применяют различные по зрелости семена гороха, мы с вами будем изучать на последующих уроках, а сейчас вернемся к теме урока.

    1. Закрепление 1 части нового материала.

    Задание 2 «Найди ошибку». (СЛАЙД № 11) На слайде изображено растение гороха. Основные органы растения имеют надписи, в которых есть три ошибки. Необходимо ошибки исправить. (Задание учащиеся выполняют у доски на компьютере).

    Задание 3. Работа по карточке «Строение растения гороха». (Приложение 5) Подписать основные части растения. (Ученики 1 группы подписывают сами, ученики 2 группы пишут по обводке).

    Задание 4. Работа по карточке «Виды зерен гороха». Подписать где изображены зрелые, а где недозрелые зёрна гороха. (Приложение 6). (Ученики 1 группы подписывают сами, ученики 2 группы пишут по обводке).

    Физкультминутка. (Стихотворение Н. Горюновой)

    А у нас взошёл горох, Встать на носочки, потянуться, руки вверх. 2 раза.Лиза восклицала: «Ох! Наклоны головы вправо-влево. 2 раза.

    Его надо поливать! Наклоны туловища вправо-влево. 2 раза.Травку с корнем вырывать! Наклоны туловища вперед. 2 раза.Поухаживать за ним, Приседания. 2 раза.

    А потом его съедим. » Прыжки на месте. 4 раза.

    1. Изложение нового материала (2 часть) с параллельным его закреплением.

    Особенности растения гороха. (Записываем в тетрадь). (Сильные ученики записи делают самостоятельно, слабые ученики вклеивают готовые карточки «Особенности растения гороха в тетрадь (Приложение 7)).

    Учащиеся читают текст по абзацам. После этого в ходе беседы выводятся основные особенности растения гороха и записываются в тетрадь.

    Ученик читает 1 абзац. Семена гороха начинают прорастать при температуре 4 – 6 градусов тепла. Всходы выдерживают весенние заморозки до минус 4 градусов. Поэтому горох можно высевать ранней весной.

    1. Учитель: Если горох высевают ранней весной и это растение не боится холодов, то, как его мы назовем?
    2. Ученики.
    3. Учитель: Растения, не боящиеся холодов, называются холодостойкими растениями.

    1. Холодостойкое. (Записываем в тетрадь).

    Ученик читает 2 абзац. Гороху необходима влажная почва, особенно в период прорастания семян.

    • Учитель: Вспомните, как называют растения, которые любят влагу?
    • Ученики.
    • Учитель: Растения, которые любят влагу, называют влаголюбивыми растениями.
    1. Влаголюбивое. (Записываем в тетрадь).

    Ученик читает 3 абзац. На корнях растения образуются маленькие клубеньки. В клубеньках находятся клубеньковые бактерии, мельчайшие живые организмы. Они обладают способностью создавать питательные вещества, необходимые для роста растений, и обогащать ими почву.

    1. Учитель: Как растение гороха влияет на состав почвы?
    2. Ученики.
    3. Учитель: Растение гороха обогащает почву полезными веществами.

    3. Обогащает почву полезными веществами. (Записываем в тетрадь).

    Задание 1. Зарисовываем корень с клубеньками в тетрадь с иллюстрации учебника с. 53. (Приложение 8).

    • Учитель: Ребята, людям какой профессии необходимы те знания, которые мы сегодня с вами получили на уроке?
    • Ученики.
    • Учитель: Агроном, садовод, растениевод обязательно должны знать строение растения гороха и его особенности, чтобы получать хороший урожай.

    Домашнее задание: стр. 52 – 55 читать. Узнать у мамы, как в вашей семье используется горох.

    Какое растение мы сегодня с вами начали изучать?

    • Как вы думаете, почему горох удобнее сажать с другими растениями, у которых крепкий прямостоячий стебель?
    • Кто запомнил, для чего гороху усики?
    • Как называется плод гороха?
    • Как называются семена гороха?
    • Почему горох называют зернобобовой культурой?
    • Чем отличаются зрелые и недозрелые семена друг от друга?
    • Как вы думаете, горох можно высевать ранней весной? Почему?
    • Почему гороху необходимо большое количество влаги именно в первое время после посадки?
    • Где находятся клубеньковые бактерии у гороха?
    • Какую они играют роль в жизни растения?
    • Какую роль клубеньковые бактерии играют в природе?
    • С какими профессиями связана процедура выращивания гороха, как в садах, так и в полях?

    Ботанические и биологические особенности гороха

    Горох (Pisum) представлен несколькими видами, из которых наиболее распространены горох посевной (P. sativum L.) и горох полевой, или кормовой (пелюшка) (P. arvense L.). Это однолетнее травянистое растение, имеющее сильно разветвленную стержневую корневую систему.

    Глубина проникновения главного корня более 1,5 м, боковые корни расположены преимущественно в пахотном горизонте. Максимальных размеров корневая система достигает в фазу цветения. На корнях образуются клубеньки с азотоусвояющими бактериями.

    При недостатке влаги в почве клубеньки формируются в незначительном количестве или вообще не образуются.

    Корневая система отличается высокой растворяющей способностью, позволяющей усваивать фосфор из трудно-растворимых соединений.

    Стебель неясно четырехгранный, голый, в различной степени ветвящийся, без опоры легкополегающий. Высота стебля 25—300 см. У гороха полевого он имеет более или менее выраженную антоциановую окраску.

    Листья с прилистниками, парноперистосложные, с двумя-тремя парами листочков, заканчивающихся разветвленными усиками, при помощи которых горох цепляется за опору. Форма листочков от удлиненно-ланцетной до яйцевидно-округлой. Прилистники полусердцевидной формы, крупнее листочков, у гороха полевого пазухи их окрашены антоцианом.

    Соцветие — кисть, цветки имеют строение, типичное для бобовых растений. Венчик белый (горох посевной) или красно-фиолетовый (горох полевой).

    Плод — многосемянный боб (3—10 семян), форма которого варьирует от прямой до изогнутой в различной степени. Семена округлые, угловато-округлые, с гладкой или морщинистой поверхностью. Масса 1000 семян 100—250 г.

    Горох предъявляет умеренные требования к теплу. Семена его начинают прорастать при температуре 1—2 °С.

    Наиболее быстро процесс прорастания протекает при температуре 18—25°С. Оптимальная температура в период формирования вегетативных органов 12—16°С, генеративных органов 16—20 °С, развития бобов и налива семян 16 —22 °С. Развитие и деятельность клубеньков наиболее успешно осуществляются при температуре 20—25 °С.

    Общая потребность гороха в тепле за период от посева до созревания в зависимости от сорта и условий возделывания колеблется в пределах от 800 до 2000 °С. По требовательности к влаге горох превосходит вику, чечевицу, чину и нут. При набухании семена поглощают 100—120% воды от воздушно-сухой массы.

    Наибольшую потребность во влаге испытывают растения в период от начала закладки генеративных органов до полного цветения, а также при наливе семян. Оптимальная влажность почвы составляет 70—80% ПВ.

    Однако благодаря глубоко проникающей корневой системе он дает удовлетворительные урожаи в южных районах, где в мае—июне выпадает 140 мм осадков.

    Горох относится к светолюбивой культуре, поэтому при затенении сильно угнетается. Этим в некоторой степени объясняется угнетение растений гороха в смешанных посевах, особенно при загущении злакового компонента смеси.

    Наиболее высокие урожаи гороха получают на черноземных, каштановых, хорошо удобренных и известкованных дерново-подзолистых почвах. Слишком плотные глинистые, заболоченные, кислые, солонцеватые, а также легкие песчаные почвы непригодны для его возделывания.

    Наиболее распространенными сортами посевного гороха являются Рамонский 77, Уладовский юбилейный, Торсдаг, Красноуфимский 70, Уладовский 303, Неосыпающийся 1; полевого гороха — Укосный 1, Кормовой 24, Фаленская 42, зимующий горох Узбекский 71, Устянская, Ахалкалакский местный.

    Корневая система гороха: характерные признаки семейства Бобовые

    Белки, витамины, минеральные соли. Вот далеко не полный перечень полезных веществ, которые содержат семена гороха. А сено, силос и зеленая масса этого растения обладают ценными кормовыми свойствами. Высокая урожайность этой культуры во многом обусловлена особенностями корневой системы гороха.

    Характеристика семейства Бобовые

    Представители данной систематической единицы имеют ряд сходных черт. Прежде всего это плод, который называется боб. Он сухой и многосемянный. Раскрывается боб по швам от верхушки к основанию, а семена прикрепляются к обеим створкам.

    Второе название данного семейства — Мотыльковые — определяет строение цветка. Дело в том, что все лепестки имеют разную форму. Верхний наиболее крупный, два боковых мельче, а нижние срастаются. Визуально такая структура напоминает мотылька. Единственный пестик окружен десятью тычинками. Девять из них сросшиеся, а одна — свободная.

    Листья большинства бобовых имеют сетчатое жилкование. На побеге они заканчиваются усиками, с помощью которых могут прикрепляться к опоре.

    плоды гороха

    Какая корневая система у гороха

    Растения имеют три вида корней: главный, боковой и дополнительный. Их совокупность образует корневую систему. У некоторых видов главный корень отсутствует или развит слабо. Он практически не заметен среди многочисленных дополнительных корней. В этом случае формируется мочковатая корневая система.

    У гороха подземная часть имеет иное строение. Главный корень хорошо развит, от него отходят многочисленные боковые. Таким образом, тип корневой системы гороха — стержневой. У бобовых она хорошо разветвлена. Главный корень может проникать на глубину до 1,5 метров, а боковые развиваются в пахотном слое.

    Корневая система гороха достигает максимума развития в период цветения. Она очень восприимчива к влажности почвы. Оптимальным является показатель 60-80%. При высоком стоянии грунтовых вод корень отмирает, а побег желтеет. А вот к кратковременным засухам горох достаточно устойчив. Это обусловлено способностью корневой системы впитывать влагу из глубоких горизонтов.

    корневая система гороха посевного

    Горох как сидерат

    Этим термином называют природные зеленые удобрения. Вместе с ростом корней гороха происходит рыхление грунта и образование многочисленных воздушных ходов, предотвращение роста сорняков и растрескивания. Кроме механического воздействия на почву, горох оказывает и химическое — восстанавливает ее состав, обогащает органикой и минералами — калием, азотом, фосфором. Сеять горох в качестве сидерата можно как до посадки выращиваемой культуры, так и после ее сбора.

    стержневая корневая система

    Выбор почвы

    Чтобы получить хороший урожай гороха, нужно «готовить сани летом». Это значит, что семена этой культуры сеют весной, а почву предварительно обрабатывают осенью. Лучше выбрать участок, на котором росли пасленовые или крестоцветные. К примеру, помидоры, картофель или капуста. На предыдущее место горох рекомендуется высаживать только спустя четыре года.

    Далее почву необходимо вскопать на глубину до 30 см и внести удобрения. Из органических соединений подойдет перепревший навоз, из минеральных — суперфосфат и калийная соль.

    Если почва слишком кислотная, рекомендуется предварительное известкование. Поскольку корневая система гороха проникает достаточно глубоко, нужно избегать близкого залегания грунтовых вод.

    Перед посевом семена замачивают на срок до 18 часов, меняя воду каждые три часа. Оптимальная глубина посадки — 3 см. Первые всходы появятся уже через полторы недели.

    почва для гороха

    Полезные «соседи»

    Особенности корневой системы гороха также заключаются в том, что она образует симбиоз с азотфиксирующими бактериями. Такое взаимное сожительство приносит пользу обоим организмам. Азот необходим растениям для развития корневой системы. Но усвоить из воздуха это вещество они не способны. Бактерии переводят атмосферный азот в форму, которую растения могут впитать из почвы.

    В ходе фотосинтеза автотрофные организмы образуют органические вещества. Поэтому растения обеспечивают бактерии углеродсодержащими соединениями, необходимыми для их жизнедеятельности.

    Ученые доказали, что бактерии могут существовать и без Бобовых. Но в этом случае они утрачивают способность фиксировать азот их атмосферы. Как только в почве появляется растение из семейства Бобовые бактерии проникают в его корни, образуя утолщения — клубеньки.

    азотфиксирующие бактерии

    Значение в природе

    По валовым сборам зерна первое место среди зернобобовых занимает именно горох. Это обусловлено хорошей урожайностью и высоким содержанием питательных веществ. Прежде всего, это незаменимые аминокислоты, которые по химическому составу и калорийности близки к белкам животного происхождения. Среди витаминов преобладают С, В и РР, минеральных веществ — соли фосфора и калия, органических — клетчатка и крахмал.

    Важное место занимает горох и в севообороте. Суть этого процесса заключается в ежегодном чередовании разных видов культурных растений, которые выращиваются на одном и том же участке. Горох используют в качестве предшественника зерновых и овощных растений. Его мощная корневая система хорошо рыхлит почву, а зеленая масса удобряет органикой. В результате образуется плодородная и пористая основа для будущих урожаев. Кроме того, такая почва хорошо защищена от водной и ветровой эрозии.

    Итак, горох — это представитель семейства Бобовые, отличительными особенностями которого являются:


    источники:

    https://vash-dachnyi.ru/sad/stroenie-goroha-osobennosti-kultury-stroenie-ploda-tsvetkov-listov-kornya.html

    https://fb.ru/article/472381/kornevaya-sistema-goroha-harakternyie-priznaki-semeystva-bobovyie